На лекцию Татьяны Черниговской я умудрилась прийти с ручкой, но без бумажки, поэтому некоторые фразы записывала в телефон. Это не конспект (его вы легко можете найти в сети), это иногда смешные, а иногда важные фразы, которые захотелось записать.

Вообще потрясающий человек и потрясающая лекция, огромное спасибо организаторам. Два часа на одном дыхании, практически не осталось времени на вопросы. Вопрос был всего один — если мой мозг это не я, то как понять, кто я. Татьяна Владимировна сказала, что у нее и у науки нет ответа на этот вопрос. Мне кажется, это тот редкий вопрос, ответ на который дает только религия. По крайней мере пока) Дальше цитаты и допишу комментарии к ним.
—————————

Конечно не всем везет так, как некоторым. (Об Эйнштейне, который в детстве считался умственно отсталым, но несмотря на это, смог получить нормальное образование и мы знаем, что он гений. Очень много говорила об индивидуальном подходе к обучению).

Учение происходит всегда, мозг знает как учиться. (Вы можете гулять по парку, слушать музыку, общаться с друзьями — всё это время ваш мозг будет учиться, так как это основное, для чего он предназначен).

Мозг не решето, он ничего не упускает, поэтому не надо слушать плохую музыку, не надо общаться с плохими людьми, не надо есть всякое дерьмо. (А то когда-нибудь этот усвоенный мозгом опыт выстрелит в самый неожиданный момент).

Не стоит недооценивать воспитание элит. Мы живем в сложном мире, им нужно как-то управлять. (Элитные школы — не в том понимании, как мы привыкли, а в общемировом — подразумевают очень жесткую дисциплину и муштру и высокую планку требований к обучающимся. Школы, воспитывающие элиту, тех людей, которые смогут справиться в управлением сложными процессами).

Я видела, что происходит в голове синхронного переводчика, я не понимаю, как они еще живы. (Нагрузка на мозг у таких людей высочайшая, томограмма показывает там просто пожар — одновременная работа с разными кодами-языками в скоростном режиме. Есть лимиты, сколько может работать синхронный переводчик — «20 минут и потом их вытаскивают на травку». Мне кажется, я слышала про 40 минут для синхронистов).

В Древнем Китае для высших чиновников было 2 экзамена: каллиграфия и стихосложение. (Каллиграфия — это не то, как он красиво водит рукой, а то, как работает его мозг. То же касается и стихосложения).

Искусство это не десерт, это другой вид когнитивной деятельности. (Если вы съели суп, то пирожное можете есть или не есть — в этом смысле искусство не десерт. Это иной вид работы мозга, который очень важен для его развития).

Вот говорят, женщины истеричны, а мужчины сплошь викинги. Вы что, никогда не видели истеричных мужчин? Я их вижу каждый день пачками. (О шаблонах восприятия и мышления).

Мальчиков надо держать в холоде, а девочек в тепле. (В элитной школе для мальчиков в Британии очень холодно. Когда ученый, посетивший эту школу, задал вопрос, ему ответили — мы работаем уже сто лет и знаем: если повысить температуру на 1 градус, дети начнут засыпать, а не учиться. Санчес подтвердил — в гимназии жарко, спит на уроках и с трудом собирается, чтобы воспринимать информацию. Рассказывала о разнице в обучении мальчиков и девочек, о различиях в устройстве женского и мужского мозга. Замечу, что тема о разнице в обучении и воспитании мальчиков и девочек хорошо раскрыта Русланом Нарушевичем).

Занятия музыкой улучшают качество нейронной сети. Ускоряют раннее развитие и помогут в пожилом возрасте. (Тонкая работа со звуком — долгота нот, ритм, многоголосие итд очень способствует раннему развитию. Старые люди плохо слышат зачастую не из-за ухудшения слуха, а из-за проблем с тем, чтобы разобрать речь.

Древние греки ежедневно перед сном в подробностях вспоминали прошедший день. (Способствует упорядочиванию работы мозга, улучшению памяти).

Лучшее что мы можем для себя сделать это познакомиться с собой как можно раньше. (У каждого свой оптимальный режим обучения — кто-то лучше учится под музыку, а кто-то в полной тишине, очень важно понять, как лучше учиться именно тебе).

Обучение меняет мозг, физически. (Появляются новые нейроны, разрастаются нейронные связи, нейроны увеличиваются в размерах. После этой лекции ваш мозг уже не тот, что был до нее).

Нужно тренировать память, скорость, когнитивную гибкость (быстрая адаптация к меняющимся условиям, эффективное переключение между задачами, многозадачность), принятие решений. (Наверное наивно рассчитывать, что эти умения будут приходить сами собой, всё через конкретную целенаправленную практику и конкретные тренинги и занятия).

Бесцельные размышления полезны. (Мы даем возможность мозгу побродить по усвоенной информации, не забивая и не затирая ее новыми впечатлениями, именно отсюда приходят инсайты и неожиданные открытия).

Мозг нас обманывает. Про галлюцинации все помнят? Я лучшие годы провела в дурдоме! (:-) Попробуйте доказать человеку в белой горячке, что зеленые чёртики на столе нереальны — он их видит, слышит, знает, каковы они на ощупь. Никто не знает, что на самом деле есть реальность).
—————————————

Большое счастье — послушать такого человека, как Татьяна Владимировна, вживую.